Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Для конкурса "Лучший инновационный продукт" (описание и продукт)

 

Компьютерное творчество в детском саду:

Современное детство насыщенно электронными игрушками, игровыми приставками, компьютер занимают всё большее место в досуговой  деятельности дошкольников, поэтому  медиа среда оказывает серьезное влияние на формирование личностных качеств подрастающего поколения. Именно  поэтому педагоги не могут не использовать эту уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта. Информационные технологии позволяют создавать более яркую мультимедийную интерактивную среду обучения и воспитания с почти неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении, как воспитателя, так и воспитанника. Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации,  способствуют  повышению мыслительной активности обучающихся и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности дошкольников. Компьютерное творчество  помогает научиться уходить от традиционного запоминания, каких либо  алгоритмов действия и уже свершившихся фактов, а подталкивает к поиску новой информации, формирует навыки самостоятельного планирования и выстраивания собственных действий.

Использование ИКТ в детском саду способствует не только разностороннему развитию личности дошкольника, но и более продуктивному взаимодействию с семьями воспитанников, организации деятельности воспитателя, тем самым  повышая качество образовательного процесса. На мой взгляд, можно определить следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1.Использование современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет и педагогу и воспитанникам расширить возможности для самореализации, мотивируя их творческую активность.

2. Компьютерные технологии помогают раскрыть творческий потенциал детей замкнутых, вовлечь их, таким образом,  в учебный процесс.

3.Использование ИКТ позволяет реализовывать творческие возможности детей разного социального статуса.

4. И наконец, детям представляется возможность наглядно представить результаты своего труда, увидеть достижения, и отметить ошибки, для их  исправления.

В рамках использования компьютерных технологий в образовательном процессе существует тенденции индивидуализации педпроцесса. Со старшими дошкольниками мы успешно осваиваем программу (Microsoft Office PowerPoint). Уникальные графические свойства этой программы помогают ребёнку чувствовать себя творцом рядом с компьютером, проявить свою фантазию, воплотить в рисунке свои замыслы. Это, в свою очередь, помогает воспроизводить и развивать образный  мир ребенка, способствует развитию любознательности и пытливости ума.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. У педагога появляется возможность для демонстрации большого количества  материала из разных источников в зависимости от потребностей и возможностей детей. Повышается и качество наглядности, и содержание работы.

Особенно это видно в таком продукте как « Украшение от Вари для любимой мамы Ани», в отличие от мультимедийных продуктов, которые носят только познавательный характер. Выбор цвета, размера и формы предмета для украшений, картинок – принадлежит автору Фатькиной Варе, но работа в данной программе без помощи педагога невозможна, применяя компьютерные технологии в этом продукте, эффективно  реализуются такие дидактические принципы как доступность использования разных средств художественной выразительности (форма, цвет, оттенки, размер, расположение); наглядность  с возможностью последующей  корректировки с помощью компьютерной «мыши»  без «ущерба» основному замыслу (в том числе в таком продукте, как «Семейная сказка») и как следствие мыслительная активность. Инновационный продукт   «Украшение от Вари для любимой мамы Ани»  может служить,  в том числе и пособием, решая задачи – поиск закономерности, выстраивание «последовательности» (чередование бусинок), симметричное расположение (одеть маме серьги), закрепление навыков счета и наконец, развитие эстетического восприятия образа.

 Электронная сказка «Семейная сказка» предполагает, в том числе развитие навыков коллективного труда, поиск компромисса, когда совместное творчество подталкивает одних и побуждает других воплощать свои идеи в создании сказки (совместное обсуждение рисунка на предмет соответствия его тексту автором сказки с автором рисунка), используя  с помощью педагога возможности данной программы. Фигуры с цветной заливкой (образцы представлены на 6 слайде), используемые для художественного оформления сказки – из средств рисования данной программы предложены художнику-оформителю для дальнейшего копирования и расположения соответственно тексту сказки. Не всем детям дано владеть тем или иным изо-материалом, кто-то испытывает трудности в рисовании, кому-то трудно создавать скульптурные образы, а  кто-то не видит разнообразие оттенков цветовой гаммы. Образы, созданные с помощью компьютерных технологий, помогают самовыражаться именно таким детям. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, раскрывая тем самым его творческий потенциал. Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание ребят, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные объекты, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.

Электронная сказка «Медоносная сказка» - демонстрирует как  с помощью слова и рисунка (автор сказки и рисунка – Апасова Диана) решается задача интегрирования речевого и художественно-эстетического развития, а также развивается умение видеть свое творение в перспективе (рисунки создаются соответственно тексту на слайде в соответствии с представлениями образов, созданных автором сказки). Через сказку, созданную одними –  усваивается полезная информация (сказка носит познавательный характер)  другими детьми, так как интерес к творчеству, окружающих сверстников намного выше, наконец, детям нравится слушать по-новому (демонстрация с мультимедийным  проектором). Развиваются здоровые амбиции воспитанников, когда они видят на экране не только созданные другими авторами игры, мультфильмы и т.д., но и собственные творения.

 Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Индивидуализация педпроцесса с помощью компьютерных технологий предполагает также обратную связь воспитателя с семьями воспитанников, посредством мастер-классов, выложенных на странице сайта. Презентация «Коньки (брелок) для Деда Мороза своими руками» показывает поэтапное изготовление поделки в то время, когда это удобно родителям  вместе с ребенком, и даже на разных этапах изготовления разными членами семьи. Общее семейное творчество, как нельзя лучше способствует воспитанию гармоничной личности. А эта поделка еще и воспитывает умение  получать радость не только от получения подарка, но и радоваться, когда даришь сам.

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т.к. они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свой социальный статус в ней. Поскольку дети любят играть на компьютере, то возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение, планированию и контролю посредством сочетания различных приемов. Когда экономика и политика страны неотделима от компьютерных  технологий, период взросления, становления личности у наших детей, не мыслим без элементарных знаний и навыков работы с компьютером, и проходить он будет легко. Основная  цель использования компьютера в дошкольном учреждении – всестороннее развитие ребёнка, его подготовка к жизни и деятельности в “компьютерной действительности”, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

Работая с нашими инновационными технологиями, я пришла к выводу, что дети 5-7 лет уже могут успешно осваивать компьютер. У детей отсутствует страх перед сложной техникой, а это является залогом дальнейшей успешной работы с компьютерными технологиями. Для них это своего рода мини-игра, в которой есть правила только в работе с компьютером (соблюдение гигиенических требований), но нет никаких ограничений для творческого самовыражения; так и для равноправного партнерства взрослого и воспитанника. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т.к. они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней. Компьютерные технологии открывают возможность педагогам отказываться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности обучения, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождая от изложения значительной части словесного материала. Использование новых технологий дает возможность воспитанникам не только лучше усвоить материал, но и научится владеть полученными навыками.

Существуют и определенные риски внедрения инновационного продукта в системе образования, во- первых: чрезмерное использование компьютерных технологий негативно отражается на здоровье человека; во-вторых: использование компьютерных технологий в образовательном процессе свертывает живое общение участников образовательного процесса. Активные в речевом плане дети, надолго замолкают при работе со средствами компьютерных технологий. Ребенок не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли. Без развитой практики диалогического общения не формируется и монологическое общение. А ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Чтобы не упустить возможность формирования творческого мышления у детей, которое основано, в том числе и на диалоге, делать акцент в своей работе в основном на компьютерные технологии чревато для общества отсутствием ярких творческих личностей и ростом количества социально неадаптированных людей.  

  

Дата последнего обновления страницы 02.02.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»